5 октября педагоги отметили свой профессиональный праздник – День учителя. Именно в этот день в Саратове завершилось одно из самых масштабных профессиональных состязаний нашей страны - «Учитель года России». В заключительном этапе конкурса приняли участие 90 специалистов в области образования. В их числе победитель регионального этапа состязания, учитель биологии Губернаторского лицея №100 Николай Воронец, который вошел в число лучших педагогов России. В интервью «Медиа73», Николай Вячеславович поделился опытом выступления на «Учителе года», рассказал почему редко пользуется учебниками на уроках и как отмечает День учителя.
- Как для Вас прошел заключительный этап конкурса «Учитель года»?
- Первый тур прошел очень насыщенно. У нас было два конкурсных испытания – «Урок» и «Педагогическое интервью». В первом оценивалась работа с детьми, методическая грамотность выстраиваемого урока, его самопрезентация и самоанализ. Конечно же, было сложно, присутствовало волнение - все-таки это большая ответственность представлять свой регион. В «Педагогическом интервью» сложность вызвало то, что было неизвестно какие вопросы будут задаваться, а нужно суметь быстро сориентироваться и дать на них ответ. В лауреаты конкурса я не прошёл, поэтому уже нахожусь дома и полностью погружён в работу. Помимо конкурсных испытаний, принимающая сторона состязания - Саратовская область, организовала различные экскурсии, где нам показывали достопримечательности города и знакомили с его историей.
- Как происходила коммуникация с другими педагогами-участниками. Обменивались опытом?
- С некоторыми коллегами мы были уже достаточно хорошо знакомы, так как летом для финалистов различных конкурсов, такие как «Учитель года», «Воспитатель года» и других, профсоюз организовывал тренинг-лагерь для педагогов в посёлке Шепси (Краснодарский край). Пока мы готовились к испытаниям, то помогали друг другу и вместе трудились их проходить.
- Как за Вас болели дома?
- Коллеги помогали советом и делом, подсказывали интересные моменты, которые можно применить на конкурсе. Ну и, конечно же, поддержка родных, близких и друзей несомненно сыграла большую роль.
- Что дает участие в подобных состязаниях?
- В первую очередь общение с такими же единомышленниками, которые стараются профессионально расти, двигаться вперед, искать новые подходы и методики в своей деятельности. Любое мероприятие, конкурс – это всегда небольшая проверка своих возможностей и способ проявить себя.
- Как Вы пришли в педагогику и был ли человек, который послужил примером или ориентиром для вас?
- На самом деле такого ориентира у меня не было. В профессию учителя я пришёл по собственному желанию, так как мне очень нравится мой предмет. Учился в Ульяновском педагогическом университете на преподавателя биологии и географии. Когда обучение подходило к концу, то мы с педагогическим отрядом ездили вожатыми в лагерь. Там я и проникся работой с детьми. После университета стал преподавать в Ундоровском лицее, после чего в 2017 году переехал в Ульяновск. Здесь продолжил обучать в средней школе №82, а позже перешел в Губернаторский лицей №100, где и работаю по сей день.
- Поделитесь своими уникальными подходами и методами, которые применяете в работе с учениками
- Если говорить про взаимодействие с учениками, то здесь нет ничего особенного. Главное - это общение и умение расположить к себе детей. Мне кажется, в этом и кроется весь секрет преподавания.
В своей работе я применяю методы на развитие критического мышления, то есть это различные необычные вопросы, над которыми ученикам предстоит задуматься, опираясь на уже имеющиеся знания.
- Сложнее ли работать с современным школьником?
- Ученики в настоящее время меняются. Как мы знаем, существует теория поколений, сейчас в настоящее время идет поколение Альфа. Дети стали больше зависеть от гаджетов и их внимание сложно удержать на каком-то одном процессе, предмете, объекте. Большинство ребят лучше воспринимают информацию визуально, поэтому необходимо правильно подобрать именно тот контент, с которым предстоит работать. Это могут быть не только видеоролики, но и любой наглядный материал.
- Кроме учебников, чем пользуйтесь в процессе урока?
- Учебниками я на своих уроках пользуюсь достаточно редко. Биология — это предмет, который требует наглядности, потому что на словах тяжело что-либо объяснить, если ребенок перед собой этого не видит. Учебник они могут и дома почитать. Конечно, мы используем его для того, чтобы организовать какую-то самостоятельную работу и поиск информации. Но в основном прибегаю к использованию наглядного материала, например, различные гербарные образцы растений, коллекционные модели живых организмов, клеток, внутренних органов и т.д. Мое желание, чтобы ученики добывали для себя новую информацию с помощью уже имеющихся у себя знаний и за счет беседы.
- Помимо участия в заключительном этапе «Учителя года», как для Вас начался новый учебный год?
- Начался достаточно хорошо. Я являюсь классным руководителем у девятиклассников, и мы с детьми поучаствовали в нескольких конкурсах. Сейчас ребята готовятся к профильной смене «Лучшая команда», которая будет проходить в Ульяновской области. Кроме того, я приму участие в Форуме волонтерских отрядов, который состоится в декабре.
- Что больше всего запоминается из работы преподавателя?
- Самыми запоминающимися моментами для меня являются не только уроки, но и проекты, конкурсы, форумы, в которых мы участвуем с детьми. Они позволяют разнообразить нашу школьную жизнь. К тому же, это интересно не только самим педагогам, но и ученикам. Например, «Форум классных руководителей», в котором я два раза очно принимал участие. С детьми мы участвовали в форумах добровольческих школьных отрядов от проекта «Добро не уходит на каникулы», также, посещаем приюты с животными, помогаем за ними ухаживать и проводим акции по сбору помощи.
- Как отмечаете День учителя?
- В нашем лицее запланирована концертная программа, ученики поздравляют педагогов. А дома мы особо не отмечаем этот праздник, все-таки семья у меня не педагогическая.
- Чтобы Вы пожелали педагогам в этот праздник?
- Любить то дело, которым ты занимаешься и получать от него удовольствие.